«В любой стране мира образование – это ключевой инструмент обеспечения социальной справедливости и создания равных условий для успешной реализации возможностей каждым членом общества. Обучение сопровождает человека на протяжении всей жизни. Но особую роль в этом процессе играет дополнительное образование.»
Сергей КРАВЦОВ
Министр просвещения Российской Федерации
«Именно оно пробуждает в человеке стремление к получению новых знаний, к творчеству, профессиональному и личностному самоопределению. Именно оно позволяет развивать навыки и качества, которые помогают детям и молодежи найти свой путь в жизни, адаптироваться к переменам в обществе и на рынке труда. А все это вместе предопределяет, с одной стороны, колоссальную популярность кружков, секций и центров детского творчества в российских семьях, а с другой – серьезную заботу государства о поддержке и развитии этого «этажа» отечественной системы образования.
В чем особенность государственного подхода к развитию и поддержке кружков и секций по всей стране? Мы стараемся выстроить такую систему, которая помогла бы любому ребенку в любой точке страны без каких-либо препятствий изучать самые современные и качественные программы по любым направлениям, будь то наука, творчество или спорт. И важно, чтобы в этом был задействован максимум возможностей всех образовательных организаций, а школа служила таким входным окном ко всем направлениям развития талантов.
Сегодняшняя инфраструктура допобразования благодаря новым местам, созданным в технопарках «Кванториум», домах научной коллаборации, центрах цифровой образовательной среды, региональных центрах для одаренных детей, позволяет ежегодно принимать более восьмисот тысяч ребят. На этих площадках школьники могут вволю творить, экспериментировать, изобретать, исследовать, работать в команде под руководством опытных наставников. Благодаря обновлению спортивных залов и стадионов они могут заниматься физкультурой и спортом в современных условиях. Однако не меньшее внимание государство уделяет поддержке педагогов, работающих в системе дополнительного образования, их профессиональному росту и совершенствованию методик преподавания.
Так, популяризации допобразования служит Всероссийский конкурс профмастерства «Сердце отдаю детям», проведенный в этом году уже в 17-й раз. Он традиционно собирает самых творческих преподавателей и служит площадкой для обмена наиболее передовыми идеями и методиками, которые затем тиражируются по всей стране. Абсолютным победителем 2021 года недавно стал молодой педагог из Красноярска Кирилл Пахмутов, в чьей креативности и бьющей через край энергии легко убедиться, прочитав его интервью, опубликованное в этом номере журнала «Вестник образования».
Новым вектором развития дополнительного образования станет усиление воспитательного компонента в системе образования. Наша задача – создать мотивирующую среду, в которой каждый ребенок сможет найти то, что ему по душе. Важно, чтобы воспитательная среда в школах развивалась через формы дополнительного образования, такие как школьные спортивные клубы, музеи, театры. Это значит, что общее и дополнительное образование должны работать в тесной связке. Поэтому начиная с этого года «Кванториумы» будут открываться на базе школ.
До конца 2024 года сеть таких центров увеличится более чем в три раза – до 700 «Кванториумов» по всей стране. Также с этого года в рамках национального проекта «Образование» в течение трех лет запланировано открытие 33 «Кванториумов» на базе педвузов, благодаря чему мы сможем готовить будущие кадры для реализации программ технического и естественно-научного направлений.
В этом году принят федеральный закон, который предусматривает гармонизацию законодательства о физической культуре и спорте и образовании. Он позволит вовлекать детей в систематические занятия физической культурой и спортом вне зависимости от их местонахождения, формы занятости, состояния здоровья, социального статуса. Этому же будут содействовать федеральные, региональные и муниципальные органы власти, общероссийские федерации по различным видам спорта, школы, организации дополнительного образования, активно развивающиеся сейчас школьные спортивные клубы.
Минпросвещения России регулярно проводит всероссийские театральные, спортивные и технологические конкурсы для школьников и ежегодно формирует Календарь всероссийских мероприятий в сфере дополнительного образования детей и взрослых, воспитания и детского отдыха. Также идет работа над проектом Положения о проведении уникального конкурса для школ и организаций дополнительного образования, объединяющего сферы науки, искусства и спорта. Конкурс будет проходить в течение трех лет, начиная с 2022 года.
Экономика нашей страны как никогда нуждается в современных и ответственных специалистах, обладающих глубокими знаниями, нестандартным мышлением, готовностью работать и творить на благо общества. Поэтому все бюджетные затраты на дополнительное образование – это, прежде всего, инвестиции в будущее, дальнейшее развитие российского общества, его интеллектуального, научно-технического, творческого и культурного потенциала.»
Статья журнала «Вестник образования».
Присоединяйтесь к Центру в социальной сети VK! Регулярное обновление информации, возможность получить оперативные ответы на интересующие вопросы, интересные статьи, сторис и многое другое.
Для того, чтобы воспользоваться QR-кодом, нужно: включить камеру на телефоне, навести её на код и перейти по высветившейся ссылке.
Также можно воспользоваться ссылкой.
В дизайне использованы изображения автора stories Designed by stories / Freepik