Профессиональное выгорание: больше воздуха, больше движений, больше положительных эмоций

В 2021 году в эфир вышло 46 выпусков онлайн-программы «Образовательная среда». Участники обсуждали самые разные вопросы: экзамены, профориентацию, подготовку педагогов, профессиональные конкурсы, воспитательную работу и многое другое.

Предновогодний выпуск был посвящен педагогам – предотвращению профессионального выгорания и правильной организации отдыха.

Как выдерживать баланс между работой и отдыхом, в эфире программы рассказала главный научный сотрудник Института возрастной физиологии Российской академии образования доктор биологических наук Марьяна Безруких.

Профессиональное выгорание – это синдром, возникающий в результате хронического стресса на рабочем месте, с которым не удается справиться. С прошлого года он внесен в классификатор болезней. Теперь это синдром, имеющий свою симптоматику и свои причины возникновения.


Показания к применению. Симптомы «рабочей болезни»

  1. Чрезмерные требования к себе.
  2. Психологическое и физиологическое истощение: усталость, ухудшение здоровья и т. д.
  3. Стадия дегуманизации и внутренней агрессии.
  4. Синдром отвращения к себе и своей деятельности.

Марьяна Безруких напомнила, что педагогу важно понимать, что профессиональное выгорание можно заметить на ранних стадиях – для этого нужно просто быть внимательным к себе. Учителю всегда нужно слушать свой организм, соблюдать режим, баланс между работой и отдыхом.


«Преподавание – это работа, при которой нельзя снизить планку. Дети чувствуют, когда педагог не настроен на урок, они прекрасно считывают это по его позе, выражению лица и жестам. И он может ничего не говорить, но школьники все заметят», – отмечает она.


 

Причины выгорания и их решение

  • Причина: недостаток профессиональных компетенций

Марьяна Безруких считает, что основная причина травли учителей связана с недостатком профессиональных компетенций – отсутствием знаний по физиологии и психологии развития ребенка. И часто молодые специалисты просто не понимают, как правильно реагировать на появившихся в классе «агрессоров».

Решение: научиться контролировать себя.


«Педагогу необходимо обозначить свои личные границы и научиться контролировать себя. Агрессия по отношению к учителю – это частое явление. И, к сожалению, триггером чаще выступает педагог, а не ребенок. У учителя своя роль, и он может менять ситуацию. Поэтому если этот «триггер» не включается, ситуация может быть сглажена».


  • Причина: перегруженность

У педагога появляется все больше и больше обязанностей – особенно это заметно в пандемию: он должен не только вести урок, но и заполнять бумаги, документы и т. д.

Решение: выполнять наиболее важные задачи и не забывать отдыхать.


«Педагогу необходимо понять, что не на все запросы необходимо отвечать. И, безусловно, иногда выключать рабочий телефон, отдыхать. Даже находиться в тишине или слушать хорошую музыку. После работы в школе, которая всегда наполнена звуками, это необходимо». 


  • Причина: конфликты с родителями

Часто педагоги жалуются на то, что родители их донимают: пишут ночью, приходят и отвлекают от работы.

Решение: регламентировать отношения.


«Необходимо регламентировать отношения с родителями и выработать определенную модель поведения».


  • Причина: неудовлетворенность

Многие педагоги жалуются на отсутствие позитивных отзывов от руководства и родителей.

Решение: понять важность своей работы и научиться хвалить себя самому.


«Учитель – это героическая профессия. И люди должны гордиться тем, что они умеют это делать и делают это в течение лет и десятилетий. И педагог в первую очередь сам должен уметь хвалить себя. Он герой. Далеко не все могут работать в школе». 


  • Причина: перфекционизм

Большинство педагогов предъявляют не только к другим, но и к себе самим повышенные требования.

Решение: научиться правильно расставлять приоритеты.


«Учителю нужно понять, что не все запросы требуют ответа, а объемы бумажной работы в школах, согласно приказу Минпросвещения России, сократились». 


Марьяна Безруких дает совет педагогам: «Больше воздуха, больше движений, больше положительных эмоций. Хороший педагог должен уметь совладать с собой. Чему он может научить ребенка, если он не может правильно расставить приоритеты и проследить за собой и своим здоровьем? Дети часто не понимают, что такое хорошо, а что такое плохо. Но взрослые должны стать для них примером. А для этого они должны уметь не только писать отчеты, но и отдавать отчет себе в своих действиях».

 


На странице Центра в социальной сети Инстаграм регулярно публикуется информация и советы по профилактике профессионального выгорания. Присоединяйтесь, будьте в Центре!


Присоединяйтесь к Центру в социальной сети VK! Регулярное обновление информации, возможность получить оперативные ответы на интересующие вопросы, интересные статьи, сторис и многое другое.

Для того, чтобы воспользоваться QR-кодом, нужно: включить камеру на телефоне, навести её на код и перейти по высветившейся ссылке.

 

Также можно воспользоваться ссылкой.


В дизайне использованы изображения автора stories
Designed by stories / Freepik

Добавить комментарий

Ваш адрес электронной почты не будет опубликован.