ПРЕДЛАГАЕМ К ПРОЧТЕНИЮ СТАТЬЮ ЗАМЕСТИТЕЛЯ ДИРЕКТОРА АКАДЕМИИ МИНПРОСВЕЩЕНИЯ ИРИНЫ ТАРАДАНОВОЙ «РАЗВИТИЕ МЕТОДИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Сопровождением профессионального роста и развития педагогических и управленческих кадров традиционно, как помните, занимались муниципальные методические службы. В настоящее время их присутствие в единой муниципально-региональной образовательной системе малозначительно.

Презентация: «Развитие методической службы в Российской Федерации»

Исходя из необходимости нахождения в правовом поле, предлагается при организации и развитии научно-методического сопровождения педагогических работников применять уже имеющиеся правовые основания и возможности. Минпросвещения России совместно с Академией Минпросвещения России подготовило письмо, описывающее подходы к организации региональной методической службы, подбору кадров и т. п.

Анализ сайтов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, и сайтов организаций дополнительного профессионального педагогического образования 85 субъектов Российской Федерации показал, что информация о муниципальных методических службах присутствует только на сайтах 21 субъекта Российской Федерации. Это связано, видимо, с целым рядом причин, одной из которых является отсутствие законодательного закрепления существования муниципальных методических служб. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не содержат нормы, обязывающие к созданию и развитию методической службы на муниципальном уровне. Вместе с тем региональная система научно-методического сопровождения педагогических работников способна помочь в решении новых актуальных задач, соответствующих духу времени и запросам общества на качественное образование, таких как:

  • обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования и вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования;
  • сопровождение введения обновленных ФГОС общего образования;
  • повышение качества массового школьного образования, выравнивание результатов школ с низкими показателями качества образования;
  • использование моделей цифрового образования.

Методическая служба рассматривается как неотъемлемая составляющая единой системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров.

Научно-методическое сопровождение педагогических работников и управленческих кадров и, соответственно, деятельность методических служб (термин «методическая служба» применяется не как некая институция, а как давно сложившееся и устоявшееся понятие, характеризующее деятельность по оказанию методической поддержки и помощи педагогам) рассматриваются в строгом соответствии с приоритетными национальными задачами, определенными Президентом РФ и Правительством РФ, и с учетом Концепции создания единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров.

Рассмотрим место методической службы в единой системе научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров.

Молодой человек, окончив школу (возможно, пройдя предварительное обучение в классе психолого-педагогической направленности), поступает в педагогический колледж или вуз и успешно завершает получение профессионального образования в нем. Далее молодой специалист приходит на работу в школу. Здесь, возможно, за ним закрепляют наставника. С этого момента он вовлекается в орбиту непрерывного педагогического образования и профессионального роста. Система непрерывного педагогического образования и профессионального роста условно состоит из формального и неформального блоков (треков). Формальный трек непрерывного педагогического образования – это прежде всего регулярное, 1 раз в 3 года, повышение квалификации по программам ДПО в объеме часов, позволяющем получить документ установленного образца. Сюда же можно отнести и освоение адресных ДПП по результатам диагностики и системного анализа образовательного запроса, практических модулей ДПП на базе стажировочных площадок, в том числе на базе инфраструктуры НП «Образование», ДПП в сетевой форме. Неформальный трек непрерывного педагогического образования и профессионального роста – это участие педагога в профессиональных конкурсах, работе профессиональных сообществ (ассоциаций, клубов), исследовательской деятельности, работа в качестве эксперта или наставника и многое другое. И между этими треками непрерывного педагогического образования и профессионального роста находится зона ответственности методической службы (это так называемый межкурсовой период).

На региональном уровне, как известно, в организациях дополнительного профессионального (педагогического) образования (ИРО/ИПК) в настоящее время созданы Центры непрерывного повышения профессионального мастерства (далее – ЦНППМ), которые являются ядром региональной методической службы и выступают координаторами региональной инфраструктуры системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров. ЦНППМ призваны осуществлять адресную методическую поддержку / консультирование / сопровождение педагогических работников и управленческих кадров, а также координацию методической (научно-методической) деятельности общественно-профессиональных объединений. В ЦНППМ из числа штатных сотрудников или на условиях совместительства формируется методический актив (пул) региональных методистов. Основу методического актива должны составить педагоги высшей квалификационной категории, имеющие высшее педагогическое образование и стаж работы по специальности не менее 5 лет, пользующиеся авторитетом и уважением среди коллег. В состав методического актива могут войти руководители методических объединений, советов, эксперты, тьюторы и наставники, лидеры профессиональных сообществ и ассоциаций, педагоги, имеющие стабильно высокие результаты обучающихся и прошедшие повышение квалификации на базе ФГАОУ ДПО «Академия Минпросвещения России» или регионального ИРО/ИПО, а также успешно прошедшие диагностику методических компетенций, проводимую ФГБУ «Федеральный институт оценки качества образования» совместно с ФГАОУ ДПО «Академия Минпросвещения России».

Оплата труда региональных методистов может осуществляться за счет бюджетных и внебюджетных средств региона. Основанием для определения количества региональных методистов является перечень видов реализуемой деятельности, объем планируемых мероприятий, прогноз численности педагогических работников и организаций, которым должна быть оказана методическая поддержка. Количество единиц региональных методистов рекомендуется определять из расчета 1 единица на 200–250 единиц педагогических работников в зависимости от местных условий и с учетом возможностей региона. В интересах финансового обеспечения и укрепления методической службы полагается целесообразным рассмотреть возможность перераспределения средств в государственном задании подведомственных организаций дополнительного профессионального (педагогического) образования (ИРО/ИПК) в пользу работ по методическому и научно-методическому обеспечению образовательной деятельности.

Важным фактором при формировании методического актива является доступность методической поддержки для всех муниципалитетов, муниципальных образовательных организаций, педагогов и управленческих кадров.

Предлагаются 2 варианта организации работы региональных методистов: педагог является штатным сотрудником образовательной организации (основное место работы) и выполняет функции регионального методиста по совместительству в ЦНППМ ИРО/ИПК либо является штатным сотрудником ЦНППМ ИРО / ИПК (основное место работы) и осуществляет педагогическую деятельность как совместитель в образовательной организации. Практическая педагогическая деятельность региональных методистов позволит более эффективно и адресно:

  • выявлять профессиональные дефициты педагогических работников;
  • внедрять в процесс профессионального развития педагогических работников программы формирования компетенций с учетом задачи по улучшению результатов участия российских школьников в международных исследованиях качества образования (PISA, TIMSS, PIRLS);
  • совершенствовать предметные компетенции педагогических работников;
  • выстраивать индивидуальные маршруты непрерывного развития профессионального мастерства педагогических работников;
  • вовлекать педагогов в экспертную деятельность;
  • проводить профилактику профессионального выгорания педагогов;
  • оказывать поддержку молодым педагогам и реализовывать программы наставничества педагогических работников;
  • оказывать методическую помощь учителям с низкими результатами обучения.

Таким образом, целесообразно провести работу по формированию реестра региональных методистов, включающего следующие данные: ФИО педагога, дата его рождения, уровень полученного образования, специальность, прохождение курсов повышения квалификации и/или профессиональной переподготовки, основное место работы, занимаемая должность, опыт методической работы.

Также важно оказывать поддержку муниципальным методическим службам, координировать их деятельность, вовлекать в процессы сетевого взаимодействия, встраивать их в единое научно-методическое пространство региона. Эффективным средством, влияющих на качество обучения, является своевременное использование в качестве современного методического инструмента имеющейся в регионе образовательной инфраструктуры, в том числе созданной в ходе реализации национального проекта «Образование» (центров образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста», детских технопарков «Кванториум» и «IT-кубов», а также центров опережающей профессиональной подготовки).

Дополнительно информирую о создании в ФГАОУ ДПО «Академия Минпросвещения России» структурного подразделения – Федерального методического центра (далее – ФМЦ). Деятельность ФМЦ направлена на выработку единых подходов к научно-методическому сопровождению педагогических работников и создание единой системы адресного научно-методического сопровождения педагогов и управленческих кадров. Центр является «точкой входа» для региональных методических служб. ФМЦ разрабатывает типовые документы для организации методической работы, составляет методические кейсы по актуальным вопросам содержания общего образования, изучает и тиражирует лучшие практики, проводит мониторинги, разрабатывает и реализует программы ДПО для методистов, организует тренинги, выездные семинары, мастерские, мастер-классы, вебинары, совещания, консультации для сотрудников методических служб.

Таким образом, методическая служба в Российской Федерации представляет собой вертикально интегрированную систему профессионального развития педагогических работников и управленческих кадров за счет целевой направленности на формирование и развитие предметных и методических компетенций, необходимых для успешного решения задач, вытекающих из целевых ориентиров государственной образовательной политики.

Ирина Ивановна Тараданова


Присоединяйтесь к Центру в социальной сети VK! Регулярное обновление информации, возможность получить оперативные ответы на интересующие вопросы, интересные статьи, сторис и многое другое.

Для того, чтобы воспользоваться QR-кодом, нужно: включить камеру на телефоне, навести её на код и перейти по высветившейся ссылке.

 

Также можно воспользоваться ссылкой.


В дизайне использованы изображения автора stories
Designed by stories / Freepik

Добавить комментарий

Ваш адрес электронной почты не будет опубликован.