«Наше всё»: говорим со школьниками о Пушкине

10 февраля – День памяти великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина. В этом году исполняется 185 лет со дня его смерти.

О том, что могут найти современные школьники в его стихах и как говорить с ними о творчестве поэта, рассказывают лучшие учителя России.

Диана Минец, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории, призер всероссийского конкурса «Учитель года России – 2020» 

10 февраля — скорбная дата для нашей культуры: в этот день в 1837 году скончался Александр Сергеевич Пушкин. В наши дни в эти февральские числа проводится много памятных мероприятий и в школах, и в учреждениях СПО, и в вузах, и в организациях дополнительного образования…

  • Что я, как учитель русского языка и литературы, могу посоветовать коллегам для проведения занятий?

Во-первых, антологию «Пушкин глазами современников». В этой книге собраны фрагменты воспоминаний современников о Пушкине, позволяющие взглянуть на него, по словам Марины Цветаевой, не «в роли монумента», не как на «гостя каменного», а  как на живого человека. Это для современного подростка важно в силу и исторической дистанции, и культурной. Такие фрагменты даже просто во время чтения на уроке формируют образ «живого» Пушкина, в том числе в последние дни перед трагедией.

Во-вторых, можно поговорить об образе поэта в искусстве целом, в том числе и в современном, потому что его фигура константна для нас. Мне очень нравится в этом контексте работа о компьютерной реконструкции облика Пушкина в различные периоды его жизни, осуществленной биофизиками. Ее можно найти в журнале «Наука и жизнь» за 1999 год в статье члена-корреспондента РАН Г.Р. Иваницкого и кандидата физико-математических наук А. Деева. В биофизическое исследование как раз и включены элементы искусствоведения, психологии восприятия образов, компьютерный анализ и синтез. Отчет, к слову, об этом эксперименте опубликован в журнале «Успехи физических наук» за май 1999 года в статье Г.Р. Иваницкого и А.А. Деева «Зачем твой дивный карандаш рисует мой арапский профиль?» (том 169, № 5).

Советую всем коллегам. Это действительно интересный материал, который вызывает живой отклик у современного поколения в эпоху метавселенных и цифрового следа.

В-третьих, в эти дни педагогу стоит говорить о событиях того рокового дня: работать с эпистолярием поэта, жены, Дантеса, современников, посмотреть некролог, опубликованный тогда в газете «Литературные прибавления» А. Краевского, возможно, фрагментарно обратиться к фильму «Пушкин. Последняя дуэль» режиссера Натальи Бондарчук для реконструкции событий, предшествующих дуэли.

Многие коллеги в этот день планируют походы с учениками в театр на пушкинские постановки, смотрят художественные (экранизации произведений поэта) и документальные фильмы о нем, у кого-то к этим срокам запланирована проектная работа.

  • Лариса Арачашвили, учитель русского языка и литературы школы № 55 «Долина знаний» Советского района города Волгограда, победитель конкурса «Учитель года – 2019»

Творчество Александра Сергеевича Пушкина переоценить невозможно – оно стало частью национального кода. Очень важно, что оно вплетается и в нашу жизнь, в музыку, в современное искусство и даже в государственные инициативы: Пушкинская карта теперь тесно встает в один семантический ряд со словом «культура».

И действительно, Пушкин – это наша культура, именно он создал русский литературный язык, тот самый язык, на котором мы сегодня говорим, читаем и пишем.

Сегодня, в день памяти Пушкина, во всех школах пройдут мероприятия: классные часы, театральные постановки, викторины, различные конкурсы…

Но говорить о нем нужно не только раз в году и не как о «памятнике» – если возводить поэта на пьедестал, на недосягаемую высоту, это как раз и будет увеличивать дистанцию между учеником и творчеством Пушкина.

Надо говорить о его эпохе, о том, каким он был человеком, о том, что его творчество актуально и по сей день, а характеры и поступки его героев находят отклик в душе и у современных подростков. 

Мы видим, как Пушкин работает с историческими фактами, как делает их в своих произведениях живыми, объемными.

Да, конечно, сегодня ребята не знают реалий пушкинского времени, не могут понять какие-то слова или даже ситуации, поэтому очень важна личность учителя, который будет рассказывать им об этом, обсуждать характеры героев, проблемы, которые поднимаются в произведении.

Сегодня есть много замечательных современных изданий, таких, например, как графический путеводитель по роману «Евгений Онегин». Они тоже помогают современным детям окунуться в пушкинскую эпоху и лучше понять творчество поэта.

Все это создает информационное поле, в котором живет ребенок, в котором всегда существует имя Пушкина и звучат строки его произведений.


Присоединяйтесь к Центру в социальной сети VK! Регулярное обновление информации, возможность получить оперативные ответы на интересующие вопросы, интересные статьи, сторис и многое другое.

Для того, чтобы воспользоваться QR-кодом, нужно: включить камеру на телефоне, навести её на код и перейти по высветившейся ссылке.

 

Также можно воспользоваться ссылкой.


В дизайне использованы изображения автора stories
Designed by stories / Freepik

Добавить комментарий

Ваш адрес электронной почты не будет опубликован.