Нужные вещи: как интернет вещей работает в образовании

Технологический прогресс шагает по планете семимильными шагами. Технологии, которые можно было увидеть в фантастических фильмах еще десять – пятнадцать лет назад, сегодня стали реальностью. Одной из тем, обсуждаемых сегодня в контексте цифровой трансформации, является интернет вещей (Internet of Things, IoT). О том, что такое интернет вещей, и о его применении в образовании мы и расскажем в этом материале.

Для начала определим, что же такое интернет вещей. Это любая сеть объектов, подключенных к интернету в целях обмена информацией друг с другом или с внешней средой, сбора данных или управления процессами.

С самыми простыми примерами интернета вещей знаком, наверное, каждый. Это и популярные сегодня фитнес-браслеты, и бытовые приборы: «умные» кофеварки, чайники, холодильники, пылесосы, стиральные машины и т. д. Системы «умного» дома контролируют процессы в здании: потребление воды и электроэнергии, отопление, отслеживание утечек воды и газа. Системы безопасности: камеры наблюдения с оповещением, которое приходит на смартфон хозяина, при приближении постороннего, электронные замки – тоже примеры интернета вещей.

Впервые термин «интернет вещей» употребил в 1999 году Кевин Эштон, предприниматель и исследователь из США. Основные вехи на пути к интернету вещей в том виде, в котором мы знаем его сегодня, выглядят так:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

На схеме обозначено время появления устройств М2М (Machine to Machine – «от устройства к устройству»), которые, конечно, не были подключены к компьютерной сети. Во второй половине XIX века это были телеметрические устройства, которые могли собирать и передавать данные о погоде или жизни в дикой природе по проводам. В 1874 году на Монблане были установлены системы датчиков определения высоты снежного покрова, которые передавали информацию в реальном времени прямо в Париж.

Свое время опередил и Никола Тесла, который предсказал появление многих вещей, которыми мы пользуемся сегодня. Среди его предсказаний было и появление интернета вещей: «Управление домом – вопросы тепла, света и механики – будут решаться благодаря беспроводной энергии».

Сегодня IoT нашел свое применение и активно развивается во многих сферах жизни: домашнее хозяйство, городская инфраструктура, промышленное производство, сельское хозяйство, здравоохранение. Образование не является исключением. «Перевернутые уроки», онлайн-курсы, интегрированные мобильные технологии – все это продукты интернета вещей, который значительно расширяет возможности обучения. С помощью IoT ученики получают доступ к учебным материалам и каналам связи с одноклассниками и педагогами, а у учителей появляется возможность контролировать процесс обучения и оценивать успеваемость в режиме реального времени.

Важно и то, что интернет вещей помогает создавать комфортную среду для обучения: безопасность на территории школы обеспечивают «умные» камеры, в помещениях используются «умные» системы отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха, а также энергоэффективные системы освещения.

Рассмотрим, как интернет вещей уже применяется в мировой образовательной практике.

  • «Умные» доски

Технологии помогли превратить классную доску в интерактивный дисплей, сочетающий технологии «мультитач», сухого стирания и письма от руки. В некоторых вариантах доступна возможность загружать материалы к уроку из облачного хранилища.

  • Ручка-сканер 

«Умная» ручка позволяет моментально переводить книжные тексты в электронный формат. Используя проводное или беспроводное соединение, можно быстро сканировать текст из книг и документов прямо на телефон, планшет или компьютер. В некоторых моделях ручек-сканеров доступна функция перевода текстов на другие языки. Есть даже функция, позволяющая прослушать текст во время сканирования. Чтение и прослушивание текста – отличный способ лучше усваивать информацию, например, при подготовке к экзаменам.

  • Студенческие смарт-карты 

«Умные» школьные и студенческие карты могут быть связаны с различными системами через интернет вещей. Уже существует масса различных типов смарт-карт:

  1. карты физического доступа к объектам школьной инфраструктуры;
  2. карты учета посещаемости;
  3. карты логического доступа для отслеживания использования электронных данных, таких как курсовые работы, электронные образовательные ресурсы, принтеры и интернет;
  4. карты для оплаты товаров из торговых автоматов, услуг печати и копирования;
  5. карты здоровья, содержащие данные о группе крови, контакты для экстренных случаев и др.

Разрабатываются не только различные типы карт, но и специальные принтеры, с помощью которых эти карты можно печатать. Важной функцией таких принтеров является возможность «цифрового измельчения», то есть полного уничтожения файла с персональными данными без возможности восстановления и кражи этих данных.

  • «Умные» школьные автобусы 

Время по дороге в школу тоже можно провести с пользой. В США, например, используются системы Wi-Fi в «умных» школьных автобусах, где ученики могут подключиться к интернету, чтобы закончить или отправить учителю выполненное домашнее задание. Кроме того, родители в режиме реального времени могут отслеживать передвижение ребенка.

  • Браслеты-трекеры

Допустим, ученик пришел в школу, и это зафиксировала его смарт-карта. Но до урока по каким-то причинам он не дошел. Специальные браслеты-трекеры, настроенные персонально под каждого пользователя, помогают учителю отследить, находится ли ученик в школе, так как сигнал с браслета поступает на планшет учителя. Подобные браслеты уже применяются в некоторых школах США. В московских школах обучающиеся используют браслеты «Москвенок», сигналы с которых поступают на мобильный телефон родителей, как только ребенок входит в школу.

  • Системы безопасности

Помимо видеокамер, реагирующих на движение, и электронных замков, помещения классов могут быть оборудованы специальными системами на случай чрезвычайных ситуаций. В старшей школе Дэвидсон (Алабама, США) в каждом классе установлена специальная «‎тревожная кнопка» для оповещения администрации школы в случае возникновения чрезвычайной ситуации. Кроме того, в школе используется система, реагирующая на звуки выстрелов. В случае если на территорию школы проникнет посторонний и откроет стрельбу, система автоматически оповестит об этом всех учеников и педагогов посредством электронных табло и сигналов ламп. Также в системе безопасности есть протокол оповещения обучающихся и работников школы в случае стихийных бедствий.

Интернет вещей может быть полезен всем участникам образовательного процесса. Ученикам он дает возможность персонализировать обучение, педагогам – разнообразить уроки, легче отслеживать посещаемость и успеваемость. Школьная администрация может контролировать процессы, происходящие в школьном здании: освещенность, отопление, расход воды и т. д. Это позволяет сократить расходы на эксплуатацию школьного здания и использовать собираемые статистические данные для принятия дальнейших решений.

На сегодняшний день во многих школах России и мира уже используются отдельные элементы IoT: ученические и студенческие карты и браслеты, «умные» доски, электронные журналы и LMS (Learning Management System – система управления обучением). Однако перевести большинство школ на использование технологии интернета вещей сложно по нескольким причинам.

  1. Недостаток финансирования. Технологии интернета вещей при всех преимуществах очень дорогие, поскольку для внедрения требуется не только программное обеспечение, но и оборудование.
  2. Отсутствие единых стандартов интернета вещей, из-за чего бывает сложно совместить работу нескольких устройств. Это касается интернета вещей как в образовании, так и в других сферах.
  3. Уязвимость. Интернет вещей представляет собой сеть, связывающую множество разных устройств. Однако не все устройства обладают одинаково хорошей защитой от вирусов и хакеров. Взлом даже одного устройства может привести к остановке работы всей сети. Для решения этой проблемы необходимо в равной мере хорошо защитить все устройства при помощи эффективных механизмов аутентификации и мощных антивирусов.

И все же, несмотря на то что интернет вещей в большинстве школ пока мало применяется, растущий интерес к этой технологии позволяет надеяться, что уже совсем скоро полезные новшества в образовании станут более распространенными и доступными каждому.


Присоединяйтесь к Центру в социальной сети VK! Регулярное обновление информации, возможность получить оперативные ответы на интересующие вопросы, интересные статьи, сторис и многое другое.

Для того, чтобы воспользоваться QR-кодом, нужно: включить камеру на телефоне, навести её на код и перейти по высветившейся ссылке.

 

Также можно воспользоваться ссылкой.


В дизайне использованы изображения автора stories
Designed by stories / Freepik

Добавить комментарий

Ваш адрес электронной почты не будет опубликован.